Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
В соответствии с новым региональным базисным учебным планом в 10-11 классах предмет «Информатика и ИКТ» изучается ни профильном уровне в физико-математическом и информационно-технологическом профилях. Объем учебной нагрузки составляет 4 часа в неделю, общая продолжительность курса - 280 часов за 2 года обучения. Для физико-математического и информационно-технологического профилей рекомендуется единая программа, учебно-тематические планы для разных профилей имеют различия и объеме учебного времени, отводимого на изучение различных тем.
Содержание тем
1. Информация и информационные процессы (9 часов)
1.1. Виды информационных процессов: хранение, обработка, передача. Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств.
1.2. Дискретное (цифровое) представление хранимой информации. Цифровое представление числовой информации, системы счисления. Цифровое представление в памяти компьютера числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
1.3. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Скорость передачи информации. Передача информации в компьютерных сетях.
1.4. Процесс обработки информации. Виды обработки: поиск, сортировка, преобразование данных.
2. Системы, их структура и взаимодействие компонентов (4 часа)
2.1. Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь. Понятие «информационной системы».
3. Формальная логика (12 часов)
3.1. Простые и составные высказывания, истинность высказывания. Кванторы существования и всеобщности.
3.2. Логические операции, законы формальной логики, преобразование логических выражений.
4. Алгоритмы и структуры данных (23/19 часов)
4.1. Виды структур данных: массивы, матрицы, списки, деревья, графы.
4.2. Индуктивное определение объектов.
4.3. Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алгоритма. Понятие вычислимости.
4.4. Вычислимые функции, универсальная вычислимая функция.
4.5. Понятие сложности алгоритмов. Различные алгоритмы сортировки и поиска, оценка их сложности. Алгоритмы перебора.
4.6. Эквивалентность алгоритмических моделей.
4.7. Построение алгоритмов и практические вычисления.
5. Язык программирования (88/66 часов)
5.1. Типы данных.
5.2. Основные конструкции языка программирования.
5.3. Система программирования.
5.4. Основные этапы разработки программ.
6. Информационное моделирование (18/25 часов)
6.1. Модель в деятельности человека.
6.2. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.
6.3. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.
6.4. Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
7. Средства ИКТ (3/8 часов)
7.1. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей.
7.2. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения.
7.3. Операционные системы. Понятие о системном администрировании.
8. Технологии создания и обработки текстовой информации (17 часов)
8.1. Понятие о настольных издательских системах. Подготовка компьютерных публикаций.
8.2. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.
8.3. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
8.4. Использование систем распознавания текстов.
9. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (25/26 часов)
9.1. Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов.
9.2. Ввод и обработка графических объектов.
9.3. Ввод и обработка звуковых объектов.
9.4. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.
9.5. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
10. Обработка числовой информации (16/21 час)
10.1. Математическая обработка статистических данных и результатов эксперимента с использованием электронных таблиц.
10.2. Примеры простейших задач по обработке результатов экспериментов.
10.3. Примеры простейших задач по учету и планированию.
11. Технологии поиска и хранения информации (16/18 часов)
11.1. Представление о системах управления базами данных.
11.2. Организация баз данных. Примеры баз данных.
11.3. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.
12. Телекоммуникационные технологии (22/25 часов)
12.1. Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония.
12.2. Специальное программное обеспечение средств теле-коммуникационных технологий.
12.3. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
12.4. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
12.5. Инструменты создания информационных объектов для сети Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
12.6. Поисковые системы в компьютерных сетях. Использование поисковых систем для работы с образовательными порталами и электронными каталогами. Правила цитирования источников информации.
13. Информационная деятельность человека (8 часов)
13.1. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура. Образовательные информационные ресурсы.
13.2. Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
13.3. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
14. Технологии управления, планирования и организации деятельности (6 часов)
14.1. Технология управления, планирования и организации деятельности человека. Автоматизация деятельности.
14.2. Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности.
14.3. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.

Источник: Бачурина Л.А., Листрова Л.В., Нестерова В.Н., Протасов А.С., Хлебостроев В.Г., Ярчикова Н.В. Информатика и ИКТ в 8-11 классах: Примерные программы и учебно-тематические планы /Под ред. Л.А. Бачуриной. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - 104 с.

Распределение учебного времени по темам курса представлено в примерной программе:
 № п/п Название темыКоличество часов
 Физико-математический профильИнформационно-технологический профиль 
1011  Всего 1011 

Всего 

1. Информация и информационные процессы. 9099
2. Системы, их структура и взаимодействие компонентов4040
3. Формальная логика 12 12 1212 
4. Алгоритмы и структуры данных 121123 12 719
5. Язык программирования 53 3588 5214 66
6. Информационное моделирование 11 718 111425
7. Средства ИКТ  30
8. Технологии создания и обработки текстовой информации 12 17 12 17 
9. Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации 10 15 25 10 16 26 
10. Обработка числовой информации 10 16 13 21 
11. Технологии поиска и хранения информации16 11 18 
12.Телекоммуникационные технологии 22 22 25 25 

13. 

Информационная деятельность человека 
14. Технологии управления, планирования и организации деятельности 
15. Резерв 4913313 16
ИТОГО 140 140 280 140 140 280 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна stepanenkoo@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru PR-CY.ru Rambler's Top100