Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
Тадеуш Котарбиньский
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка
   В соответствии с новым Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно осуществляться в 8-х и 9-х классах в объеме 105 учебных часов. Однако в связи с поэтапным характером перехода на новый БУП до 2009/10 учебного года этот предмет будет изучаться только в 9-х классах с объемом учебной нагрузки 70 часов. При наличии возможностей в образовательном учреждении предмет может изучаться с объемом учебной нагрузки 105 часов в 8-9 классах.
Учебно-тематический план
 № п/пНазвание темы Кол-во часов 
 1 год2 год 
 9 8
 1. Введение в предмет 1 1 
 2. Информация и информационные процессы 4 4 
 3. Компьютер как универсальное средство об-работки информации 6 6 
 4. Обработка текстовой информации 10 12 
 5. Обработка графической информации 4  4
 6. Мультимедийные технологии 4  6
 7. Представление информации 2 4 
 8. Обработка числовой информации 4 6 
 9. Алгоритмы и исполнители 19  28
 10. Формализация и моделирование 6  8
 11. Базы данных 2 6
 12. Коммуникационные технологии 4 10
 13. Информационные технологии и общество 2 4
 14. Резерв 2 24
 Всего 70 3570

   Данная программа, с одной стороны, обеспечивает выполнение требований Федерального компонента стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, с другой - позволяет уложиться в указанный лимит времени. Часть содержательных единиц в данной программе выделена курсивом. Соответствующий материал может быть опущен, но только при условии изучения его либо в рамках элективных курсов, либо на следующей ступени обучения.
В зависимости от используемого учебника возможно изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 классе.

Содержание тем

1. Введение в предмет
Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.
2. Информация и информационные процессы
2.1. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека.
2.2. Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.
2.3. Процессы передачи информации в живой природе и технике. Сигналы как физическая основа этих процессов. Проблема сохранения передаваемой информации.
2.4. Хранение информации. Понятие носителя информации. Формы представления информации. Информационные объекты как совокупность способа хранения и формы представления информации.
2.5. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Получение новой информации с помощью правил вывода.
2.6. Понятие количества информации. Связь числа устойчивых различимых состояний носителя с количеством хранимой информации. Единицы измерения информации.
3. Компьютер как универсальное средство обработки информации
3.1. Основные аппаратные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства памяти, устройства ввода-вывода). Аналогия с живыми организмами. Соединение блоков и устройств компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.
3.2. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Операционная система и ее функции. Загрузка операционной системы при включении компьютера.
3.3. Взаимодействие пользователя с компьютером: графический пользовательский интерфейс.
3.4. Файловая система: файлы и папки. Файлы данных и программные файлы. Основные операции над файлами и папками. Файловые менеджеры.
4. Обработка текстовой информации
4.1. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
4.2. Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.
4.3. Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
4.4. Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
4.5. Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.
4.6. Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.
4.7. Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст.
4.8. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений.
4.9. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
5. Обработка графической информации
5.1. Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.
5.2. Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов.
5.3. Сканирование рисунков и фотографий.
6. Мультимедийные технологии
6.1. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.
6.2. Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.
6.3. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
6.4. Создание слайдов с включением графических объектов и звука.
6.5. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
7. Представление информации
7.1. Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
7.2. Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII.
7.3. Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB.
7.4. Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования.
8. Обработка числовой информации
8.1. Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
8.2. Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
8.3. Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
8.4. Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
8.5. Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
9. Алгоритмы и исполнители
9.1. Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
9.2. Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
9.3. Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.
9.4. Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
9.5. Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.
9.6. Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.
9.7. Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
9.8. Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
9.9. Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.
9.10. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла.
9.11. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
9.12. Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.
9.13. Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
9.14. Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
9.15. Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
10.Формализация и моделирование
10.1. Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
10.2. Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.
10.3. Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
10.4. Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.
10.5. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
11.Базы данных (БД)
11.1. Табличные базы данных, системы управления базами данных. Таблицы, записи, поля записей.
11.2. Поиск и сортировка данных в готовой БД. Создание запросов на поиск данных.
12.Коммуникационные технологии
12.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола.
12.2. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет.
12.3. Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение.
13.Информационные технологии и общество.
13.1. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
13.2. Этика и право при создании и использовании информации.
13.3. Информационная безопасность.
13.4. Правовая охрана информационных ресурсов.

Источник: Информатика и ИКТ в образовательных учреждениях Воронежской области. Примерные программы и учебно-тематические планы для 8-11 классов /Л.А. Бачурина [и др.]. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007. - 104 с. - С. 17-23.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна stepanenkoo@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru PR-CY.ru Rambler's Top100