Профильная смена "Летняя компьютерная школа "Созвездие""
лагеря с дневной формой пребывания детей МБОУ БГО "Борисоглебская гимназия № 1"
 
В период с 1 по 30 июня 2012 года в МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1» в профильной смене «Летняя компьютерная школа "Созвездие”» лагеря с дневной формой пребывания детей отдохнули 15 детей. Из них 10 девочек и 5 мальчиков в возрасте 11-13 лет.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Летняя компьютерная школа - это профильная летняя компьютерная смена, нацеленная на увлекательное освоение современных компьютерных и Internet-технологий.
Летняя компьютерная школа (ЛКШ) проводится на базе МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1» четвертый год. ЛКШ - это форма организации летнего отдыха и обучение, направленное на развитие творческих способностей с использованием информационных технологий, развитие ИКТ-компетентностей, оздоровление и нравственное воспитание, создание условий для социализации детей и подростков в возрасте от 10 до 13 лет, укрепление здоровья детей, отдыхающих в лагере.
Главная цель: организация летнего отдыха и обучения, направленного на развитие творческих способностей с использованием информационных технологий, развитие ИКТ-компетентностей гимназистов, приобретение практических навыков использования информационных технологий, развитие у школьников логического мышления.
Задачи:
· организация полноценного летнего отдыха детей и подростков, их оздоровления в МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1»,
· развитие информационных компетентностей у детей и подростков, интереса к углубленному изучению информатики, к возможностям современных информационных технологий,
· выявление талантливых, заинтересованных в овладении информатикой и информационными технологиями детей и подростков,
· создание условий для развития интереса к учебному процессу средствами информационных технологий у обучающихся с различной мотивацией к обучению, всестороннее развитие, нравственное воспитание, создание условий для социализации обучающихся.
Программа летней школы включала в себя обучение основам Web-дизайна, компьютерной графики и цифровой фотографии, а также была насыщена разными интеллектуальными, познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствовали активному отдыху воспитанников, а главное формировали творческую личность, способствовали развитию информационно-коммуникативной компетенции. Каждый день профильного лагеря «Летняя компьютерная школа "Созвездие”» строился на основе мероприятий:
· Утренняя гимнастика на свежем воздухе
· Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе
· Лекционное занятие
· Завтрак
· Мастерская «Архимед».
· Работа за компьютерами.
· Интеллектуально-развивающая игра
· Мастерская Художник. Мастерская Аниматор.
· Прогулка. Фотокросс.
· Мастерская Видеомонтаж. Мастерская Звукорежиссер.
· Обед.
· Мастерская «Робототехника».
Такой распорядок дня смог обеспечить детям активный отдых и продуктивное изучение информационных технологий. Каждое запланированное воспитательное мероприятие и практическое занятие за компьютерами создавали условия для продолжения учебного процесса в условиях лета; создания единого коллектива; укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере; развития их ИКТ-компетентностей. Работа ЛКШ проходила на базе современного кабинета информатики и ИКТ.
Техническое оснащение:
· Интерактивная доска+проектор.
· Компьютерный класс с 13 ученическими компьютерами и компьютером учителя.
· Лазерный принтер.
· Сканер формата А3.
· Графический планшет.
· Цифровой фотоаппарат.
· Видеокамера.
· Мобильная тележка с ноутбуками.
· Цифровая лаборатория «Архимед».
· 5 комплектов роботов-конструкторов LEGO Mindstorms NXT 2.0.
Программное обеспечение
· Свободное ПО (Gimp, Inscape)
· Лицензионное ПО (Paint, Windows, Office, SmartNotebook, NXT 2.0 Data Logging, MultiLab PC)
· Бесплатное ПО (IE, Опера, Скретч)
В состав работников лагеря входили: руководитель смены и ответственный за реализацию программы – воспитатель, 2 воспитателя, педагог-психолог, медицинский работник, работники столовой, техслужащая. Обучение велось в рамках пяти модулей. Основная идея профильных занятий — использование возможностей ИКТ в обычной жизни.
Первый модуль — общие сведения о компьютерной технике, создание и обработка текстовых документов, презентационного материала и иллюстраций.
Второй модуль — создание и обработка фотографий на компьютере, создание реклам, коллажей, создание видеороликов и анимации.
Третий модуль – знакомство с рабочей средой, интерфейсом программ для разработки мультфильмов и анимации.
Четвертый модуль – первые шаги в робототехнику. Занятия робототехникой представляли уникальную возможность для обучающихся освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT. Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные обучающимися конструкции, реагировали на окружающий мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребята наделяли интеллектом свои модели и использовали их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.
Пятый модуль - информационно-коммуникационные технологии в естественных науках. Знакомство с цифровой лабораторией «Архимед», проведение опытов и экспериментов. В текущем учебном году с 1 по 15 июня в рамках летней компьютерной школы «Созвездие» впервые была организована работа лаборатории «Архимед» (руководитель – Белюстов В.Н., учитель физики). Основная её задача – формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности гимназистов, т.е. современных ключевых компетенций. В течение 10 дней ребята реализовывали свой творческий потенциал, используя новое поколение естественнонаучных лабораторий – цифровую лабораторию «Архимед». Они учились ставить цели эксперимента, на основании теории выдвигать гипотезу, подбирать приборы и материалы, проводить эксперимент, анализировать его и делать выводы.
Цифровая лаборатория даёт возможность снимать данные, используя целый ряд датчиков: счётчик Гейгера-Мюллера, датчики давления, датчики уровня шума и микрофонный, датчики освещённости, датчики температуры и т.д. Результаты эксперимента демонстрируются на экране персонального компьютера в виде графика зависимости измеряемой физической величины от времени. Данные могут представляться также в виде таблицы или гистограммы. Дальнейшая обработка полученных данных производится с использованием специальной программы обработки данных "MULTILAB” на ПК. Лаборатория обладает целым рядом неоспоримых достоинств: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах; даёт возможность производить удобную обработку результатов; обладает мобильностью – незаменимым качеством при проведении исследований в «полевых условиях». Всё это способствует осуществлению дифференцированного подхода к развитию у учащихся интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, создаются условия для приобретения ими навыков научного анализа явлений природы.
Были проведены исследования по следующим темам: «Электрическое сопротивление человека» (группа Куликовой А.), «Изучение шума на улицах, прилегающих к гимназии» (группа Егоровой Ю.), «Состояние освещённости в классных кабинетах гимназии» (группа Попова А.), «Исследование магнитного поля Земли и сотовых телефонов учащихся» (группа Горшенёва Д.).
Преподавание велось по авторским разработкам, занятия проходили в увлекательной форме. Гимназисты смены «Созвездие» демонстрировали собственные электронные образовательные ресурсы профильному сбору «Факел»: файнворды «Виды спорта», «Устройства компьютера», «Солнечная система», «Интернет», «Животные», «Растения», викторины «История олимпийских игр», «Международный день шахмат», «Мультиассорти», «Знаешь ли ты животных?», «Самый умный», тесты.
Проводили совместную игру по информатике и ИКТ с профильным сбором «Факел» «Информашка».
За время работы профильной смены обучающиеся получили новые знания из области информационных технологий, имели возможность развивать логическое мышление на обучающих занятиях. Кроме обучающих занятий в течение 21 дня с обучающимися проводились воспитательные мероприятия нравственно-эстетической и спортивно-оздоровительной направленности. При этом мероприятия планируются таким образом, чтобы во время подготовки и проведения обучающиеся использовали знания, полученные на учебных занятиях. Среди них фотостори, фотокросс, интеллектуальные игры и викторины по информатике, физике, астрономии: «Своя игра», «В вихре информации», «Интеллектуальное казино», «Самый, самая, самое..», «Информационный калейдоскоп», «Знаток физики», «История космонавтики», «Что вы знаете о космосе?» и др., разгадывали файнворды, кроссворды, ребусы.
За время проведения профильной смены ЛКШ обучающиеся принимали участие в:
· I малых олимпийских играх (совместно с профильным сбором «Факел» и досугово-оздоровительной сменой лагеря «Солнышко»);
· Городском спортивном фестивале «Мяч в игре»;
· Митинге, посвященном Дню памяти и скорби, 22 июня 2012 г. на мемориале Родина-мать;
· Рисовали плакат, рисунки 1 июня в «День защиты детей»;
В качестве зрителей участники профильной смены присутствовали на:
· празднике лагеря с дневной формой пребывания «Солнышко» «Солнечный марафон»;
· городском конкурсе костюмов из бросового материала "Летние фантазии-2012" в городской парке культуры и отдыха в качестве группы поддержки команды гимназистов.
Активная работа велась в мастерских ЛКШ:
· Архимед
· Художник
· Аниматор
· Видеомонтаж
· Звукорежиссер
· Робототехника
Творческие работы обучающихся, выполненные в рамках данных мастерских, были оформлены в итоговый творческий проект - сборник творческих работ обучающихся летней компьютерной школы «Созвездие»: «Занимательная информатика».
Питание в профильной смене «Летняя компьютерная школа "Созвездие”» было организовано МУ «Комбинат детского питания» на базе столовой МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1». Приготовление пищи и двухразовое (горячий завтрак, горячий обед) питание детей было организовано в столовой МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1». Санитарно-гигиенические нормы в столовой соблюдались. Меню было разнообразным. Дети получали все необходимые для них продукты питания: молочные продукты, мясные продукты, каши, овощные салаты, фрукты, соки, компоты из свежих фруктов, кофейный напиток, чай.
Таким образом, организация летнего отдыха обучающихся МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1» в профильной смене «Летняя компьютерная школа "Созвездие”» обеспечила оздоровление и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствовала формированию их ИКТ-компетентностей.
Степаненко О.В., учитель информатики и ИКТ
Мячина С.А., учитель информатики и ИКТ
Белюстов В.Н., учитель физики
 
 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна stepanenkoo@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru PR-CY.ru Rambler's Top100