Творить – значит выражать то, что есть в тебе.
Анри Матисс
Моя педагогическая концепция
|
«Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к профессиональной карьере. Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:
- реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
- развивать творческую инициативу ученика;
- воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
- информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
- коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
- социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
- предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
Созданная мною методическая система (схема 1) направлена на формирование целостной картины универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых и предметных компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта |
Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.
Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества. В основу моей деятельности положена технология Г. Селевко «Саморазвитие личности школьника», позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных индивидуальных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы (например, создание цифровых образовательных ресурсов для уроков литературы, русского языка, физики, математики, основ безопасности жизнедеятельности и др.). Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Я эффективно работаю над формированием ученического коллектива, как постоянного, так и сменного состава; осуществляет руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях детско-юношеской организации гимназии «Республика Добра»: выборы президента, органов классного самоуправления, оформление классного уголка города «Дружный», игра на местности для вновь вступивших в детско-юношескую организацию «С нами СДОрово», школа актива гимназии ШАГ, игры «Зарница», «Стартины» и др.
Обучающиеся - активные участники Союза детских объединений Борисоглебского городского округа, фестиваля ЮНПРЕСС для юных журналистов, городской школы актива, тренингов, семинаров, игровых программ для руководителей и лидеров детских и молодежных общественных организаций, ежегодной Весенней Неделе Добра, акции по уборке аллеи имени Корнаковского (
http://stepanenkoo.ucoz.ru/index/klassnoe_rukovodstvo_2010_2011/0-177)
Под моим руководством учащиеся активно участвуют в благотворительном марафоне по профилактике сиротства «Мы же люди», собирая вещи и денежные средства для детских учреждений города – Центра реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями «Журавлик», Центра реабилитации детей «Теплый дом» и школы-интерната для детей-сирот; показывают для них спектакли («Щелкунчик», «Репка на новый лад»); оказывают посильную помощь пожилым людям.
На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Формирую у учащихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности, проводит уроки, тематические беседы, организует творческие проекты о здоровом образе жизни («Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет-урока по антинаркотической тематике; «Познай самого себя»; «Азбука безопасности в зимний период»; «Урок безопасности»). Учащиеся выполняют компьютерные проекты: «Здоровое питание», «Профилактика гриппа», «Спорт – это здорово!», отправляются в туристические походы «Тропинками родного края». Я организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся, чередую различные виды деятельности (4-7 видов за урок), проводит «физкультминутки», рационально использует время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер. С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма учащиеся выполняют проекты, разрабатывают викторины, настольные игры («Дорожные знаки»), инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, акции «Внимание – дети!», оформляют буклеты, стенды, способствующие сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде; обучающиеся снимают и монтируют видеоролики социальной рекламы «Семья – наше богатство!», «Здоровое питание – залог здоровья!», «Живи ярко!». Большое внимание я уделяю защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе школьников в сети Интернет; провожу работу по предупреждению доступа обучающихся к Интернет-ресурсам экстремистского характера, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования, причиняющим вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Третий год гимназисты участвуют в международной интернет-олимпиаде по безопасному использованию Интернета и мобильной связи и показывают высокое знание основных правил безопасного использования Интернета (Интернешка-2011: 39 сертификатов участника).
На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая гимназистов к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности, - электронные книги для учителей со словами благодарности, фотоальбомы для классного руководителя, поздравительные открытки для родителей, буклеты, презентации – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями. Также широко используются технологии организации воспитательной деятельности: методика коллективных творческих дел И.П.Иванова, методики организации групповой деятельности детей Н.Е. Щурковой, игровые и коммуникативные технологии. Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов, проектов, сетевых игр, недели науки (мероприятие "Турнир смекалистых", викторина «В мире информатики», игра «Что? Где? Когда?», конкурс пантомим «Устройства компьютера»), конференций секции «Альфа» научного общества гимназистов «Искатель». Большой интерес вызвала у обучающихся онлайн-игра с использованием видеоконференции skype «Что, Где, Когда: ЕГЭ по информатике» с учащимися Борисоглебской СОШ № 10, проведенная в рамках Недели науки 2010. Я без труда вовлекаю большое количество детей в различные сетевые проекты, например, проект «Моя малая Родина» (
http://stepanenkoo.ucoz.ru/index/0-87) (участники – учащиеся 7-х – 10-х классов; проект воспитывает в каждом ребёнке качества Гражданина, Патриота). Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей. Участие команды гимназистов во Всероссийском марафоне для школьных команд "Если с другом вышел в сеть" 2010 (5 дипломов участника), организованном Национальным фондом подготовки кадров на портале сетевого образовательного сообщества "Открытый класс" позволило учащимся познать много нового, раскрыть в себе новые таланты, познакомиться с интересными людьми и освоить несколько социальных сервисов образовательного назначения.
Я успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, городского парка (акция «Фотокросс», «Стена гимназии»). Я осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитывает возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей (экологическая акция «Очистим берег реки «Ворона»! и др.).
Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности гимназиста, ведется карта мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей учащихся. Пропусков занятий без уважительных причин у воспитанников нет.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.